С чего все начиналось
Казанский государственный технический университет имени А.Н.Туполева, до 1992 года носивший название Казанский Авиационный Институт имени А.Н.Туполева, был образован 5 марта 1932 года на базе аэродинамического отделения КГУ.
Вначале институт состоял из двух отделений: аэродинамического и самолетостроительного, на базе которых в 1934 году был официально открыт самолетостроительный факультет (первый декан – Архипов К.А.), созданы первые кафедры сохранившиеся по сей день: аэродинамики, высшей математики, теоретической механики, сопротивления материалов, физики и химии.
Кто возглавлял вуз ранее
Первым директором КАИ по совместительству был директор Казанского государственного университета Н.З.Векслин. Работу по организации института возглавил зам.директора КАИ профессор Н.Г.Четаев. В июне 1932 года был назначен первый ректор КАИ С.П.Гудзик.
С 1944г. по 1949 г. был ректором вуза Г.В.Каменков. По его инициативе в 1945г. была организована первая в стране кафедра реактивных двигателей, на заведование которой был приглашен один из пионеров этой технике В.П.Глушко находившийся в то время в Казани. Инженером этой кафедры был тогда еще малоизвестный конструктор С.П.Королев.
С 1949 г. по 1953 г. ректором был С.В.Румянцев – выпускник МАИ. При нем в связи с бурным развитием радиотехники, электроники и приборостроением были созданы приборостроительный и радиотехнический факультеты. Большую роль в становлении радиотехнического факультета сыграл приглашенный из КГУ Р.Ш.Нигматуллин, ставший в последующие годы (1967-77) ректором КАИ. Это десятилетие характеризуется бурным развитием института, обусловленным потребностями в инженерных кадрах новых для Татарстана отраслей промышленности автомобильной и вычислительной техники. С момента строительства гиганта отечественного автомобилестроения КАМАЗа (1970г.) начата подготовка инженеров на вновь открытом факультете автостроения для чего было построено новое здание. Здесь же в 1972г. расположился вновь созданный факультет вычислительных и управляющих систем.
Наш музей
Музей вуза был открыт 5 марта 1982 года, в день 50-летия со дня создания Казанского авиационного института. Музей существует как самостоятельное структурное подразделение вуза с 1983 г. (приказ Минвуза РСФСР от 24.06.83 г.)
Основатели музея: научный руководитель – профессор Вахитов Марат Бариевич (1981–2002), зав. музеем – Коняхина Валентина Ивановна.
Экспозиция музея посвящена истории вуза. Большой ее раздел отведен истории создания и становления института, центральную часть которого составляет уголок организатора КАИ – чл. - корр. АН СССР, лауреата Ленинской премии Четаева Николая Гурьевича. В экспозиции отражена история создания и развития всех факультетов, первой в вузах страны кафедры реактивных двигателей.
Важная часть экспозиции посвящена сегодняшнему периоду жизни и деятельности вуза в статусе технического университета. Наряду с учебной и научной работой в музее широко представлены материалы об общественной жизни коллектива, студенчества: о деятельности студенческих конструкторских бюро и строительных отрядов, о достижениях в спорте и художественном творчестве.
Один из разделов экспозиции посвящен выпускникам КАИ – КГТУ. Среди них – генеральный конструктор АООТ «ОКБ Сухого» Симонов М. П., главный конструктор ракетно-космической системы «Энергия – Буран» Губанов Б.И., первый премьер – министр России, Силаев И.С., а также Герои Советского Союза и России, Герои Социалистического Труда, директора предприятий, заслуженные летчики – испытатели СССР и др.
В 2001 – 2002 годах (к 70-летию вуза) музей полностью реконструирован: оформлен по новому проекту с полной заменой оборудования.
Кроме основной (истории вуза) в музее имеется экспозиция, посвященная жизни и деятельности Андрея Николаевича Туполева, имя которого КАИ – КГТУ носит с 1973 года. Она открыта 10 ноября 1988 года, в день 100-летия со дня рождения А. Н. Туполева. В ней представлены документы и вещи, всесторонне характеризующие А. Н. Туполева, раскрывающие личный вклад и коллектива его ОКБ в отечественное самолетостроение, показывающие его как крупного государственного и общественного деятеля, как интересную многогранную личность.
В экспозиции представлены также материалы о жизни и деятельности его ближайших соратников: В. М. Петлякова, А. А. Архангельского, И. Ф. Незваля и его преемника (сына) А. А. Туполева, возглавлявшего ОКБ с 1972 по 1997 г.г.
Фонды музея составляют около 13 тыс. единиц хранения, в том числе 11,5 тыс. единиц – основной фонд.
Фонды представляют собой научные труды, документы, награды, фотографии, личные вещи организаторов, ученых и выпускников КАИ - КГТУ, модели летательных аппаратов, приборы, видеофильмы, магнитофонные записи и др.
Работа в 1941-1945 гг.
Занятия в сентябре 1941 г. в институте практически не проводились. Студенты старших курсов, проходившие производственную и преддипломную практику на авиационных заводах, были оставлены там на постоянную работу. Многие из них продолжили учебу в 1942-1944 гг. по вечерней форме обучения.
С 1 февраля 1942 г., после возвращения колонны института со строительства оборонительных сооружений, для студентов КАИ начались учебные занятия.
Все производственные подразделения института (учебно-производственные, литейная мастерские и др.) объединились в промотдел (под руководством А.В.Сивая и М.Э.Иткина), который перешел на изготовление различных деталей боевой техники, в том числе реактивных минометов – легендарных «Катюш».
С 1944г. в институте возобновились защиты диссертаций.
|