С чего все начиналось
Казанская государственная консерватория была открыта в 1945 году на основании распоряжения Совета Народных Комиссаров СССР (Приказ № 6068-р от 13.04.1945).
Создание в Казани высшего музыкального учебного заведения - консерватории - явилось итогом долгого и сложного развития музыкального образования в Татарстане. В связи с открытием консерватории предстояло решить многие задачи — от формирования педагогического коллектива до приобретения музыкальных инструментов, материально-технического оснащения (закупка мебели, оборудования) и капитального ремонта здания.
Наиболее важной была задача формирования педагогического коллектива. Н. Г. Жиганову удалось привлечь к работе в консерватории квалифицированных специалистов, воспитанников Московской и Ленинградской консерваторий, опытных и видных музыкантов. Был приглашен профессор Ленинградской консерватории, композитор М. А. Юдин. Он стал деканом дирижерско-хорового и теоретико-композиторского факультетов. Из Москвы были приглашены виолончелист А. В. Броун (декан оркестрового факультета и педагог класса виолончели), скрипач А. М. Лукацкий (заместитель директора по учебной и научной работе, педагог класса скрипки), пианистка М. Д. Берлин-Печникова (заведующая учебной частью, заведующая кафедрой общего фортепиано). Из других городов приехали пианист В. Г. Апресов (педагог класса специального фортепиано, в 1946—1949 годах заведующий кафедрой специального фортепиано, в 1947—1964 годах проректор по учебной и научной работе), А. С. Леман (класс композиции, курс анализа музыкальных форм, класс специального фортепиано, в 1948—1949 и в 1961—1969 годах заведующий кафедрой теории и композиции, в 1964—1967 годах проректор по учебной и научной работе), А. Г. Корсунская (курс истории русской музыки), В. А. Рошковская (класс сольного пения), А. А. Леонтьев (класс тромбона), Т. X. Терегулова (класс специального фортепиано). В числе приглашенных на работу в консерваторию были также известные местные музыканты, деятели культуры Татарии: композитор М. А. Музафаров (заведующий кафедрой теории и композиции в 1949—1961 годах, курс инструментовки), М. А. Пятницкая (класс специального фортепиано), А. Н. Раниец (класс камерного ансамбля), Л. М. Шлеймович (класс флейты и гобоя), Е.Г. Ковелькова (класс сольного пения), Дж.Г. Садрижиганов (оркестровый класс) и другие.
Со дня основания в консерватории сохранились фортепианный, оркестровый, вокальный, дирижерско-хоровой, теоретико-композиторский факультеты.
Кто возглавлял вуз ранее
С 1945 г. по 1988 г. ректором КГК был профессор, народный артист СССР Н.Г. Жиганов.
Назиб Жиганов родился в 1911 году в городке Уральске (ныне Казахстан). Рано лишился родителей: отец умер, когда ему был один год, мать - когда едва исполнилось пять лет.
Детство и отрочество прошли в детском доме Уральска. Он сам по слуху научился играть на пианино. В 1927 году приезжает в Казань, где жила его старшая сестра. Там он делает попытку поступить в Татарский техникум искусств, которая заканчивается полным провалом. Однако на вступительных экзаменах не знающего музыкальной грамоты, но явно одаренного молодого
человека замечает педагог Нина Шивалина. За год они проходят весь курс музыкальной школы, и Жиганов поступает в заветный техникум.
За два года учебы делает потрясающие успехи, и его замечает выдающийся композитор Александр Ключарев . Он советует молодому человеку для более полного развития его способностей отправиться учиться в Москву. Тот так и делает и в 1931 году поступает на композиторское отделение в техникум при Московской консерватории. Оттуда талантливого студента берут сразу на третий курс консерватории. По ее окончании Назиб Жиганов возвращается в Казань.
В 1938 году пишет первую татарскую оперу "Качкын" ("Беглец"). А уже через год ее постановкой начинает свою работу только что открывшийся Татарский театр оперы и балета. В Казани композитор сближается с татарским поэтом Мусой Джалилем. Тот предлагает ему написать оперу на его поэму "Алтынчеч" ("Златовласка"). Аналогичная попытка уже была сделана в Москве, но спектакль, музыку к которому написал известный столичный композитор, получился на редкость сухим, в нем не был учтен национальный дух джалилевского произведения. Новая опера увидела свет в первые дни войны – в июле 1941-го и была с восторгом принята слушателями. Впоследствии композитор получит за нее Сталинскую премию.
Когда на Мусу Джалиля было повешено клеймо предателя и изменника Родины, Назиб Жиганов вместе с драматургом Ахметом Файзи написал оперу "Шагырь" ("Поэт"), герой которой Нияз Уралов, так же как и Джалиль, попадает в плен к фашистам и погибает. Спектакль выходит в 1947 году и с триумфом идет в Татарском театре оперы и балета. Однако спустя какое-то время власти предержащие осознают, что главный герой является прототипом "изменника Джалиля", и оперу снимают с репертуара и запрещают. В 1953 году, когда поэта реабилитировали, на основе оперы "Шагырь" Жиганов пишет оперу "Джалиль". Она с большим успехом идет в Большом театре Москвы и в 1960 году в Национальном театре Праги.
В 1957 году композитор становится народным артистом СССР. В 1962 году его - единственного представителя национальных автономий - в обход принятых правил, согласно которым на этой должности могут находиться только деятели союзных республик, назначают секретарем Союза композиторов СССР. В 1981 году Жиганову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Невозможно переоценить роль Назиба Жиганова в открытии консерватории в Казани, которая до сих пор носит его имя. Жиганов пишет письмо в Москву, в котором обосновывает необходимость открытия консерватории в Казани. В 1944 году приходит постановление за подписью Молотова с положительной резолюцией. С 1945 по 1988 год Жиганов работает ректором Казанской консерватории.
|