Научные школы
Казанская медицинская школа, сформировалась в начале 19 в. в Казанском Университете. В ее становлении большую роль сыграли открытие Анатомического театра, университетской клиники, Физиологического корпуса. В этот период также были заложены основы медицинской статистики, начали выходить журналы «Неврологический вестник», «Казанский медицинский журнал», позднее начали работать Бактериологический институт (1900), Ортопедический институт (1918), ГИДУВ (1920), КГМИ (1930).
«Казанская акушерско-гинекологическая школа» получила свое достойное развитие с конца XIX века, когда в работах профессора В.С. Груздева было показано эпителиальное происхождение желтого тела, Н.Н. Феноменовым были усовершенствован и изобретен ряд акушерских инструментов, использующихся и до настоящего времени. Професором П.В. Маненковым были внедрены методы местной анестезии при гинекологических операциях, способы оперативного лечения бесплодия (Р.Г. Бакиева, З.Н. Якупова). Под руководством профессоров Л.А. Козлова и Б.Г. Садыкова разработана современная концепция лечения резус-конфликтной беременности, рациональной профилактики ее грозных осложнений.
«Казанская биохимическая школа». Формирование школы исторически связано с именем профессора А.Я. Данилевского – организатора первой в истории России кафедры биохимии (1863 г.) медицинского факультета. В 1931 году профессор В.А. Энгельгардт экспериментально открыл окислительное фосфорилирование – основу энергетического обеспечения всех аэробно дышащих организмов. Это крупнейший вклад в сокровищницу мировой науки, сделанный российскими учеными в области биологии. В 1961 году наш современник, профессор Д.М. Зубаиров экспериментально обнаружил непрерывное свертывание крови в организме человека и животных. В последующие годы на кафедре биохимии КГМУ была разработана и обоснована теория непрерывного свертывания крови, дающая объяснение многим механизмам известного ныне синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания. За эту работу профессор Д.М. Зубаиров в 1991 году удостоен Государственной премии РФ в области науки и техники. В 1982-1991 гг. на кафедре разработан лекарственный препарат «Фибронектин» (авторы Д.М. Зубаиров, Р.И. Литвинов, О.Д. Зинкевич и др.). Препарат успешно прошел клинические испытания для лечения повреждений роговицы глаза.
«Казанская гигиеническая школа» Исторически возникла на базе первой в России кафедры гигиены (1869), основанной профессором А.И. Якобий. Усилия целой плеяды отечественных ученых (И.П. Скворцов, М. Я. Капустин, А.Я. Щербаков) способствовали утверждению на рубеже веков гигиены как полноправной отрасли медицины. Широкий спектр исследований по самым различным областям профилактической медицины способствовал формированию в вузе 4 кафедр гигиенического профиля. Серия научно-исследовательских работ научных сотрудников под руководством академика РАМН, профессора Н.Х. Амирова сформировала самостоятельное направление промышленной гигиены и медицины труда, получившей признание в России и за рубежом. Научными группами под руководством члена-корреспондента АН РТ, профессора М.М. Гимадеева и профессора А.В. Иванова активно разрабатывается проблематика медицинской экологии.
Основателем дерматовенерологического направления Казанской медицинской школы является профессор А.Г. Ге, научные исследования которого были посвящены проблемам диагностики и лечения сифилиса, профессиональных заболеваний кожи. В 1900 им открыт кабинет светолечения заболеваний кожи. Учеными Казанского медицинского университета изучены динамика наслаивающихся заболеваний кожи (1950-е годы, Я.Д. Печников), роль бактериальной аллергии, аутоиммунных процессов в патогенезе кожных заболеваний (Г.Г. Нуреев, Р.З. Закиев).
«Казанская морфологическая школа» получила свое развитие с момента создания кафедры патологической анатомии в Казанском университете (1863), где были проведены классические исследования при туберкулезе и остом лейкозе (А.В. Петров, Н.М. Любимов). Мировое значение значение приобрела высокочувствительная реакция преципитации, предложенная Ф.Я. Чистовичем (реакция Чистовича-Уленгута)(1904). Результатми многолетних исследований (1970-90-е годы) стали достижения в области прогноза злокачественных заболеваний, использования иммуногистохимических маркеров в диагностике опухолей, определение взаимосвязи воспалительных процессов с раком легких (В.Н. Добрынин, Н.Ш. Шамсутдинов), оценка роли цитоскелета в развитии предопухолевых процессов (С.В. Петров).
«Казанская нейрогистологическая школа». Развитие школы связано с именами выдающихся отечественных ученых, работавших на кафедре гистологии Казанского университета (основана в 1864 г.): профессора К.А. Арнштейн, Д.А. Тимофеев, А.Н. Миславский, академик АН СССР Б.Н. Лаврентьев, член-корр. АН СССР Н.Г. Колосов, профессора Г.И. Забусов, Э.Г. Улумбеков, Ю.А. Челышев. Главные свойства, присущие исследованиям казанской нейрогистологической школы – органичная связь структуры и функции, основной объект исследований – нервная система, чувствительные нервные окончания. Выдающиеся результаты были получены в прижизненной окраске нервной ткани метиленовым синим, что позволило впервые выяснить детали строения ряда рецепторов. Предложены импрегнационные методики для выяснения цитоархитектоники иннервационных структур. Академик Б.Н. Лаврентьев – основатель оригинального гистофизиологического направления в нейрогистологии. Им, совместно с Н.Г. Колосовым были заложены основы цитоархитектоники иннервационных структур пищеварительного тракта. В 70-х годах ХХ века было положено начало изучению состояния периферической нервной системы при патологических процессах, получены данные о явлениях ретроградной дегенерации в составе нервной системы и трофической функции чувствительных нейронов (профессор Э.Г. Улумбеков). В настоящее время основными направлениями исследований кафедры являются проблемы регенерации периферического нерва и регуляция пластичности скелетной мышцы (профессор Ю.А. Челышев).
«Казанская нейрофизиологическая школа». Школа сформирована плеядой ученых кафедры нормальной физиологии, основанной в 1858 году академиком Ф.В. Овсянниковым. На ее базе одной из первых в России была организована экспериментальная лаборатория, в которой работали выдающиеся русские ученые Н.О. Ковалевский, Н. А. Миславский. С именем этих ученых связано развитие основного направления научных исследований по изучению нервной регуляции физиологических процессов. В 1885 году Н.А. Миславским открыт дыхательный центр в продолговатом мозге. В 20-х годах ХХ века кафедру возглавлял профессор А.Ф. Самойлов – основоположник отечественной электрокардиографии. Им сформулировано общее представление о химическом механизме передачи возбуждения между нервными клетками. Член-корр. АМН СССР, профессор А.В. Кибяков в развитие его идей первым в мире на основе эксперимента доказал участие химического посредника в передаче возбуждения в межнейрональном синапсе. Профессорами И.Н. Волковой, Х.С. Хамитовым и членом-корреспондентом РАМН А.Л. Зефировым, ныне возглавляющим кафедру нормальной физиологии, определено направление современных исследований: механизмы функционирования и регуляции периферического нервно-мышечного синаптического аппарата, которое активно разрабатывается несколькими научными группами под руководством профессоров Е.Е. Никольского, Р.А. Гиниатуллина, А.Х Уразаева. Новое научное направление – физиология сердечно-сосудистой системы (профессор Нигматуллина Р.Р.). Традиционно значительная часть профессуры медицинского факультета Казанского университета, в последующем медицинского института свои научные исследования вела на базе этой кафедры. Школа имеет прочные научные связи с ведущими нейрофизиологическими лабораториями Европы (Германия, Франция, Италия, Чехия).
Становление
«Казанской офтальмологической школы» связано с деятельностью его основателя профессора Е.В. Адамюка. В середине XIX века его учениками (А.Г. Агабабов, В.В. Чирковский, К.Х. Орлов, В.П. Иванов, А.Н. Бекетов) впервые были оперированы больные катарактой. Изданное Казанским университетом «Руководство по офтальмологии» принесло известность казанским офтальмологам в России и за рубежом. В 1922 г. в Казани впервые в мире был открыт Трахоматозный институт им. В.Е. Адамюка, учеными которого были предложены классификация трахомы, методы ее диагностики и лечения; внедрена в практику пересадка роговицы (В.В. Чирковский). Вопросам лечения глаукомы, сосудистой патологии глаза и быстро прогрессирующей близорукости были посвящены исследования академика РАМН А.П. Нестерова и его учеников (Н.Х. Хасанова, Д.Г. Камалов). Разработанная А.П. Нестеровым концепция патогенеза открытоугольной глаукомы признана мировым открытием. В.Ф. Вургафтом разработаны оригинальные методы оценки гидродинамики глаза и создания фотоэлектронографа. Профессором М.В. Кузнецовой разработан ряд новых направлений: вертеброофтальмология, иглорефлексотерапия прогрессирующей близорукости.
«Казанская патофизиологическая школа». Базой школы является кафедра патофизиологической физиологии, основанная в 1874 году учеником И.М. Сеченова профессором В.В. Пашутиным. Широкий спектр исследований по проблемам патологии обмена веществ, фагоцитоза инфе5кции и иммунитета, развитые профессорами А.Н. Хорватом и И.Г. Савченко (учеником И.И. Мечникова) внесли достойный вклад в сокровищницу мировой науки о патологии. Важнейшим научным достижением школы, принесшим ей широкую известность и признание в мире, являются результаты исследования аллергических реакций. Направление этих научных поисков, как и основные достижения по проблеме аллергии, связаны с именем выдающегося патофизиолога, основоположника современной аллергологии, академика А.Д. Адо. В настоящее время проблема аллергии является основной научной темой кафедры патофизиологии, возглавляемой профессором М.М. Миннебаевым. Активно разрабатываются проблемы патофизиологии лимфатической системы при типовых патофизиологических процессах и экстремальных состояниях.
«Казанская педиатрическая школа». Возникновение и развитие Казанской школы педиатров связано с именем профессора П.М. Аргутинского-Долгорукого (ученика профессора К.А. Раухфуса), основавшего кафедру детских болезней медицинского факультета Казанского университета в 1893 году. Профессора В.К. Меньшиков, Ю.В. Макаров, Е.В. Короваев, К.А. Святкина, Е.В. Белогорская продолжили и развили основное научное направление исследований - изучение проблемы реактивности детского организма. Прочная научно-практическая база школы явилась основой создания в 1932 году целого ряда кафедр педиатрического факультета. Широкий комплекс разработок в области фундаментальных и прикладных медицинских проблем педиатрии позволил оформиться в настоящее время ряду крупных научных направлений. Среди них: изучение вопросов патогенеза и лечения вирусных и бактериальных инфекций респираторного тракта (проф. О.И. Пикуза), функциональных расстройств гепатобилиарной системы (проф. В.П. Булатов). Заслуженное признание получила детская хирургическая школа (проф. М.Р. Рокицкий, А.А. Ахунзянов). Комплекс работ по хирургическому лечению гнойно-деструктивной патологии органов дыхания сформировал самостоятельное научное направление. Вклад в развитие детской хирургической службы по достоинству оценен в Татарстане присуждением Государственной премии 1997 года в области науки и техники (М.Р. Рокицкий, А. А. Ахунзянов, П.Н. Гребнев). В 1999 году за разработку проблемы «Скрининг резерва здоровья и научное обоснование применения препарата «Винибис» в оздоровлении детей дошкольного возраста» премией были награждены профессора Н.Х. Амиров и О.И. Пикуза.
«Казанская психоневрологическая школа». Базой школы являются коллективы трех кафедр университета, исторически сформированных в клиниках нервных и душевных болезней медицинского факультета во второй половине ХIХ века. Создателями школы, выдающимися российскими учеными В.М. Бехтеревым и Л.О. Даркшевичем было определено перспективное, не потерявшее актуальности и сегодня, направление исследования по оценке связи структуры и функции центральной, и периферической нервной систем в норме, и патологии. В 1885 году В.М. Бехтеревым в Казани была открыта первая в России психофизиологическая лаборатория, начал издаваться всемирно известный журнал «Неврологический вестник». В 1967-1987 годах под руководством «Заслуженного деятеля науки РФ», профессора Я.Ю. Попелянского было развито новое научно-практическое направление по изучению вертеброгенных заболеваний нервной системы, итогом работы которого стало создание целого ряда кафедр медицинских вузов и медицинских центров России. В настоящее время развернуты исследования по проблемам вегетологии (проф. М.Ф. Исмагилов), комплексу реабилитационных мероприятий в неврологии (проф. Э.И. Богданов). На кафедре психиатрии основные направления исследований ориентированы на изучение проблем пограничной психиатрии - психосоматика и промышленная психиатрия (проф. Д.М. Менделевич, проф. К.К. Яхин). Итогом целого комплекса исследований по проблеме психосоматики явилось создание и активное развитие самостоятельного курса медицинской и общей психологии в университете. Школа имеет тесные связи с ведущими центрами исследований по проблемам неврологии и психиатрии в России и за рубежом (Германия, США, Великобритания, Китай).
«Казанская терапевтическая школа». Рождение и развитие школы в истории медицинского факультета Казанского университета связано с именами профессоров Н.А. Виноградова (ученика С.П. Боткина), С.С. Зимницкого, Н.К. Горяева, А.Н. Казем-Бека. Комплекс научных исследований ориентирован на решение проблем ревматологии (член-корр. АН РТ, проф. И.Г. Салихов), артериальной гипертензии (проф. В.Н. Ослопов), ишемической болезни сердца (проф. И.А. Латфуллин). Разработки патогенеза гипертонической болезни с позиций ионного транспорта, эндотоксикоза при инфаркте миокарда получили признание в России и за рубежом. В 2000 году коллектив авторов (профессора И.Г. Салихов, Р.А. Хабиров, Р.Ш. Абдрахманова) были награждены Государственной премией Республики Татарстан в области науки и техники за организацию ревматологической службы в республике и проведение комплекса исследований по основным проблемам заболеваний соединительной ткани у человека. Основные научные исследования казанских инфекционистов были посвящены разработке патогенеза и диагностики инфекционных заболеваний. На основании работ Б.А. Вольтера был предложен широко использующийся в первой половине ХХ века портативный набор сывороток для постановки серологических реакций в диагностике наиболее распространенных инфекций. В работах А.Е. Резника, Д.Ш. Еналеевой, В.Х. Фазылова сформулирована современная концепция патогенеза бактериальных заболеваний с позиций гемостаза и эффективности иммунных реакций. Современные исследования посвящены проблемам диагностики и оптимизации лечения вирусных гепатитов (Д.К. Баширова, А.С. Созинов). Крупным научно-практическим направлением стали исследования профессора Н.П. Кудрявцевой и ее учеников (В.И. Качурец, С.Х. Хабибуллина, Л.М. Малышева) по вопросам оптимизации диагностики и лечения дифтерии, позволившие в течение 10 лет практически полностью ликвидировать заболеваемость и летальность при этом заболевании на территории республики. В работах профессоров А.Д. Царегородцева и В.А. Анохина предложена современная концепция развития патологических синдромов (бронхиальной обструкции, токсикоза) при острых респираторных заболеваниях у детей.
«Казанская фармакологическая школа». Сформировалась на базе кафедры фармакологии, основанной в 1869 году крупнейшим российским фармакологом, профессором И.М. Догелем. В 1911-1918 годах кафедрой заведовал всемирно известный профессор В.Н. Болдырев, длительное время работавший в США. Основное научное направление, разрабатываемое школой – изыскание и изучение новых фармакологических средств. Современные объекты исследования – оригинальные фосфорорганические соединения, синтезированные в Казани. Профессорами И.В. Заиконниковой, И.А. Студенцовой, Р.С. Гараевым разработаны и внедрены в медицинскую практику препараты «Армин», «Нибуфин», «Димефосфон», «Мебикар», антибластомное средство – мазь «Глицифон». Рекомендованы к применению транквилизаторы фосфаюензид и мефопран, пиримединовое производное – ксимедон. Основное достоинство исследований последователей и учеников школы – комплексность изучения препарата от оценки его биохимических свойств до клинических испытаний. Школа широко признана в России, имеет научные связи с фармакологическими лабораториями Европы (Великобритания, Голландия).
«Казанская хирургическая школа». Формирование школы связано с именами таких всемирно известных хирургов, как А.А. Китер, Л.Л. Левшин, Н.Ф. Высоцкий, В.И. Разумовский, А.В. Вишневский. Профессор Ф.О. Елачич вторым после Н.И. Пирогова применил в России общий наркоз. Ныне известный метод местной анестезии по типу "тугого ползучего инфильтрата" с использованием новокаина предложен и апробирован профессором А.В. Вишневским в Казани. Сотрудники шести кафедр хирургического профиля развивают традиции знаменитых учителей. Профессором Н.П. Медведевым сформировано научно-практическое направление по современной кардиохирургии. Успехи в науке и практике хирургов этой школы позволили организовать известный в России поволжский центр сердечно-сосудистой хирургии (1981, проф. В.Н. Медведьев), который ныне возглавляется доц. Джорджикия Р.К.. Разработки современной лазерной хирургической техники оперативных вмешательств (проф. Д.М. Красильников) способствовали объединению специалистов различного профиля в "Лазерную ассоциацию". Становлению травматологического направления связано с деятельностью М.О. Фридланда, который организовал первый лазарет для ортопедических больных, на базе которого в последующем (1918) был открыт Ортопедический институт. Методы оперативного лечения ложного сустава, анкилозирующего спондилоартрита были предложены Л.И. Шулудко. Им же создана функциональная шина для лечения переломов (шина Шулудко-Ципоркина). В годы Великой Отечественной войны были разработаны методы лечения огнестрельных ранений и длительно незаживающих ран (Л.В. Грубер, Г.С. Книрик). Получили признание аппараты для репозиции отломков (Х.С. Рахимкулов, А.А. Крылов, А.Л. Гиммельфарб), компрессионного остеосинтеза (Ф.С. Юсупов, В.М. Сергеев, Р.А. Шафигуллина). В 80-е годы ХХ века создается оригинальная теория механизма торсионной деформации нижних конечностей, внедрены в практику микрохирургические методы лечения и эндопротезирование суставов (А.А. Богов, Х.З. Гафаров, Р.А. Зулкарнеев, И.Ф. Ахтямов).
Значимые открытия
В вузе сделано 4 открытия, каждое из которых имеет общемировое естественно-научное значение и стало основой современных представлений о существующих природных явлениях.: В.А. Энгельгардт – окислительное фосфорилирование живых организмов, Н.А. Миславский – дыхательный центр в продолговатом мозге человека, А.В. Кибяков – химическая основа нервно-мышечной передачи сигнала в синапсе, А.П. Нестеров – патогенез открытоугольной глаукомы.
Конференции и олимпиады
В вузе ежегодно проводятся Итоговые конференции молодых ученых (в 2005 г. – 10-ая) и Итоговая студенческая конференция (в 2005 г. – 79-ая), которые имеют в настоящее время статус Всероссийских. В работе каждой из конференций принимает участие более 400 человек, из которых более 200 – представители вузов Казани, Татарстана. России, НИИ РАМН и МЗ РФ. Ежегодно в вузе проходит около 30 научных и научно-практических конференций различного уровня (от региональных до международных) по различным аспектам естественных, гуманитарных и медицинских наук. Практически ежегодно на базе вуза проводятся профессиональные съезды (в 2004 г. – съезд морфологов, в 2005 – съезд ревматологов России). Более 300 преподавателей, аспирантов, научных сотрудников выезжают ежегодно в города России и за рубеж для участия в работе научных собраний. Студенты принимают участие практически во всех конференциях, проводимых в России по различным отраслям медицинских и социальных наук. Студенческое научное общество детских хирургов в течение последних 5 лет признается лучшим в России. 15-20 студентов занимают призовые места на конкурсах и Всероссийских и международных конференций. В целом, в вузе в студенческих научных кружках работает более 500 студентов.
Издательская деятельность
Казанский государственный медицинский университет располагает своей собственной типографией, в которой выпускаются учебно-методические материалы и литература, обеспечивающая учебный процесс, а также собственная газета «Казанский медик».