С чего все начиналось
14 июля 1890 года постановлением Министерства народного просвещения Российской империи в Казани было учреждено соединенное среднее химико-технологическое училище и низшее техническое училище с механической, химической и строительной специальностями.
10 сентября 1897 года состоялось торжественное открытие Казанского промышленного училища, которое дало 17 выпусков и подготовило 1145 специалистов.
На базе этого исторического заведения стал расти и развиваться наш вуз. В 1917 году Казанское промышленное училище преобразуется в политехническое училище. Год спустя на его базе создается Казанский промышленный и экономический техникум.
2 января 1919 года постановлением отдела ВУЗов Наркомпроса РСФСР Казанский промышленный и экономический техникум был преобразован в Казанский политехнический институт с факультетами: химическим, механическим, экономическим с сельскохозяйственным уклоном и архитектурно-строительным. Ректором института был назначен один из крупных профессоров Казанского университета Дмитрий Николаевич Зейлигер. Казанский политехнический институт просуществовал до 1930 года.
С основания Казанского химико-технологического института (1930 г.) действовали два факультета - исследовательский и технологический. Студенты исследовательского факультета специализировались по таким разделам химии: жиры, лесохимия, промежуточные продукты органической промышленности, основная химия, силикаты, электрохимия и некоторые высокомолекулярные соединения и их производные.
Технологический факультет дублировал 3 специальности исследовательского – силикаты, жиры и основная химия.
В институте насчитывалась 21 кафедра и 10 специальностей.
В 1938 году был открыт механический факультет с единственной специальностью «Оборудование химических заводов».
В 1941-43 гг. в состав института входил эвакуированный Ленинградский химико-технологический институт им.Ленсовета.
Со дня основания ВУЗа сохранились такие кафедры, как кафедра физики, кафедра математики, кафедра органической химии, кафедра неорганической химии, кафедра аналитической химии, кафедра физической химии, кафедра электрохимии (ныне кафедра технологии электрохимических производств), кафедра экономики, кафедра иностранных языков, кафедра физвоспитания и спорта.
Кто возглавлял вуз ранее
В числе наиболее выдающихся ректоров вуза: Гиммаз Богаутдинович Богаутдинов (1931 – 1937)
Под его руководством закладывался фундамент КХТИ - единственного в то время высшего учебного заведения химико-технологического профиля, в котором общетехнологические и специальные технологические дисциплины изучались на фундаментальной основе.
Период руководства Гимаза Богаутдиновича Богаутдинова был отмечен поиском наиболее совершенных форм учебно-методических новшеств, наиболее целесообразных профилей подготовки специалистов. Для того периода характерны большие и частые изменения в составе факультетов, кафедр и специальностей, что явилось следствием трудностей становления, а также четырехкратного перехода института в подчинение от одного ведомства к другому (Всехимпром ВСНХ СССР, Наркомтяжпром СССР, Наркомат оборонной промышленности СССР, Наркомат боеприпасов СССР).
Г.Б.Богаутдинов был отмечен многими талантами, главный из которых – умение мобилизовать коллектив на решение непростых задач.
При его активном участии заложено и построено новое здание КХТИ по улице К.Маркса, 68 - корпус «А».
Гимаз Богаутдинович неоднократно был удостоен первой премии от Всесоюзного Комитета по соцсоревнованию директоров ВУЗов и ВТУЗов на лучшую подготовку к новому учебному году.
Г.М.Богаутдинов долгое время возглавлял Областную секцию научных работников, был заместителем председателя Комитета химизации ТР, председателем Высшего совета физкультуры при Татарском Центральном исполнительном комитете, членом Областного комитета ВКП(б) и правительства Татарской АССР.
Петр Анатольевич Кирпичников (1964 – 1988) - член-корреспондент АН СССР, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки и техники ТАССР, РСФСР, почетный химик, почетный академик АН Татарстана и Башкортостана, Международной академии наук высшей школы.
Две яркие черты были присущи П.А.Кирпичникову: работоспособность и организаторский талант. С его именем в истории КХТИ связана не одна страница. ВУЗ ему во много обязан тем, что за короткий срок стал одним из ведущих и хорошо оснащенных институтов с большим научным потенциалом и высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом.
П.А.Кирпичникова по праву можно считать организатором высшего химико-технологического образования в стране. Понимания проблемы инженерной подготовки специалистов, он на всех уровнях отстаивал мнение, что следует усилить именно инженерную подготовку, увеличив объемы именно инженерных дисциплин.
Как педагог и ректор он понимал, что перед Высшей школой стоит задача не только дать всесторонние знания будущим специалистам, но и развить у них самостоятельность мышления.
П.А.Кирпичников был твердо убежден в необходимости выпуска инженеров широкого профиля с усиленной подготовкой по фундаментальным дисциплинам и последующей узкой специализацией. Задачу Высшей школы в этой связи он сформулировал коротко и ясно – воспитать не просто рядового дипломированного исполнителя, и даже не просто командира производства, а инженера-творца, носителя научно-технического прогресса, в совершенстве владеющего производством.
У Петра Анатольевича Кирпичникова сложилась четкая программа выхода на высший уровень обучения студентов и аспирантов:
- совершенствование учебных планов, методики преподавания, создания современных учебников, расширение спектра специальностей;
- создание мощной материальной базы путем строительства новых учебных корпусов и инфраструктуры (уже через 2 года после вступления П.А.Кирпичникова в должность ректора был сдан в эксплуатацию учебный корпус «Д» по улице Сибирский тракт, параллельно шла работа по проектированию столовой, учебного корпуса «Е», учебно-библиотечного и спортивного комплексов – все эти объекты были сданы в срок. Было построено 4 студенческих общежития, 2 жилых дома, развернуто строительство спортивного лагеря на берегу реки Волга), оснащение кафедр современным оборудованием и вычислительной техникой;
- развитие науки на базе реальных потребностей общества в тесной связи с крупнейшими научными центрами страны и рост на этой основе собственной профессорской когорты;
- установление тесных и дружественных связей с предприятиями региона, для которых целенаправленно готовились инженеры и которые могли бы, в свою очередь, помочь вузу.
Придя в ВУЗ из промышленности, П.А.Кирпичников считал, что важнейшей чертой вузовской науки должна быть ее практическая направленность, связь с предприятиями. Когда исследования по хоздоговорам стали приносить ощутимый доход институту, ректор всячески поощрял приобретение кафедрами самого совершенного оборудования. Были созданы комплексные лаборатории, информационно-вычислительный центр, оснащенный по последнему слову техники.
За время его ректорства в КХТИ было подготовлено 93 доктора наук и 1310 человек защитили кандидатские диссертации, расширился спектр научных специальностей в подготовке аспирантов, их количество увеличилось до 200 человек, открылась докторантура.
Эрудиция Петра Анатольевича Кирпичникова, круг его интересов и стиль его работы сумели привлечь в КХТИ деятельных и перспективных сотрудников и, в конечном итоге, в институте сформировался коллектив единомышленников.
П.А.Кирпичников одним из первых поддержал идею о необходимости гуманитарного образования, опробовав обучение и выпуск инженеров так называемой двойной компетенции сначала на одном факультете, а впоследствии в масштабе всего вуза.
Жизнь показала, что именно такие специалисты наиболее успешно находят области применения своих знаний и навыков.
Такая целенаправленная работа на посту ректора способствовала повышению жизненного уровня преподавателей и сотрудников, служила исходной базой роста их профессионализма, позволяла решать серьезные общенаучные проблемы.
Наш музей
Казанский государственный технологический университет имеет Музей истории университета.
Музей был открыт 23 января 1970 г. Как самостоятельное структурное подразделение вуза существует с 14.05.1973 г. (приказ Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР № 212).
Музей состоит из двух экспозиционных залов, площадь которых составляет 140 м2 (40 м2 – экспозиция, посвященная академику А.Е.Арбузову, и 102 м2- экспозиция по истории университета, в которой предусмотрена лекционная зона). Фонды хранятся в несгораемых шкафах-сейфах, как в том, так и в другом залах.
На 1 января 2004 г. фонды насчитывают 28707 единиц хранения (документы, фотографии, книги и редкие рукописи, кино-, видео- и фонотека, вещевой фонд, портреты, приборы и др.).
основные направления деятельности:
- проведение экскурсий по различной тематике в залах музея («История КГТУ», «Казанская школа химиков», «А.Е.Арбузов», «Г.Х.Камай», «Выдающиеся ученые КГТУ» и др.);
- выездные выставки и лекции («Персоналии», «История Промышленного училища», «История кафедр и факультетов»), экскурсии по городу («Казанская школа химиков», «История КХТИ-КГТУ», «Казань вузовская», «Раифский Богородицкий монастырь»).
- научная работа по истории естествознания и техники (совместно с Институтом истории естествознания и техники РАН) и Казанской школе химиков (статьи и научные доклады, защита диссертаций, участие в научных конференциях и симпозиумах);
- издательская деятельность (монографии, сборники, статьи);
- проведение массовой работы с целью патриотического воспитания студенческой молодежи (политбои, День открытых дверей, День первокурсника, вечера встреч с ветеранами войны и труда);
- оказание методической помощи школьникам и учащимся профессиональных колледжей и лицеев в создании музейных экспозиций и в подготовке докладов.
Работа в 1941-1945 гг.
В годы Великой Отечественной войны институт ни на день не прекращал своей работы. В первые же дни войны, не смотря на бронь, из КХТИ ушли на фронт 123 добровольца.
Все мужчины прошли военное обучение, только в 1941 году из института ушли на фронт 214 студентов и 91 сотрудник. Всего за годы войны в ряды защитников Родины встали 400 преподавателей и студентов.
Студенчество военных лет Казани считало своим долгом внести вклад в дело разгрома врага. Был создан фонд обороны, куда шли отчисления от стипендий и средства, заработанные на комсомольско-молодежных воскресниках. Так, только один воскресник 17 августа 1941 года дал в фонд обороны 250000 рублей.
Казанские студенты организовали сбор средств на танковые колонны и эскадрильи самолетов. Только ВУЗы Советского района собрали 4.274.613 рублей и 888.536 рублей облигациями Госзаймов на строительство 50 боевых самолетов.
В институте в первые месяцы войны были созданы студенческие группы ночных подразделений противовоздушной обороны, сформированы группы доноров, общей численностью 150 человек.
Старые архивные документы хранят статистику добрых дел и начинаний студентов: работы на оборонительных сооружениях, заготовка топлива, сбор теплых вещей и шефская помощь госпиталям, семьям фронтовиков.
В августе 1941 года из Ленинграда в Казань на базу КХТИ был эвакуирован Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени технологический институт имени Ленсовета. По воспоминаниям ленинградцев их коллеги проявили максимум тепла и внимания, организованности и порядка. К вокзалу были поданы трамваи (пассажирские и грузовые) и грузовые машины. Студенты и преподаватели обоих вузов сами разгружали оборудование, реактивы и личные вещи. Ленинградцев разместили в общежитиях, на частных квартирах и прямо на кафедрах в лабораториях и учебных кабинетах. Все пространство актового и спортивного залов было разделено простынями на отсеки, в каждом из которых жила семья…
Благодаря заботе, проявленной казанцами, ленинградцы практически сразу же смогли приступить к работе.
К двум факультетам – инженерному химико-технологическому и механическому, которые функционировали в КХТИ, присоединился третий – технологический.
С прибытием ленинградцев заметно усиливается научный и педагогический потенциал института, способный успешно решать вопросы развития научных исследований и подготовки высококвалифицированных специалистов.
К началу 1942/43 учебного года в составе объединенного института насчитывалось 2 академика, 1 член-корреспондент АН СССР, 30 профессоров, 48 доцентов, 20 старших преподавателей и 22 ассистента.
В начале войны Всесоюзный комитет по делам высшей школы ввел в действие учебные планы с сокращенными сроками обучения – 3,5 года вместо 5 лет. Однако эта мера носила временный характер. Уже в 1942/43 учебном году вузы вернулись к довоенным учебным планам.
Война требовала серьезного пересмотра учебных программ, существенного изменения содержания ряда изучаемых дисциплин, введения новых курсов оборонного характера. Была изменена система организации практических работ таким образом, чтобы после первого курса студенты приобрели навыки квалифицированного рабочего.
За годы Великой Отечественной войны институтом подготовлено 760 специалистов. Если в 1941/42 учебном году выпуск составил 133 человека, то уже в следующем 1942/43 учебном году подготовлено 239 специалистов.
Объединенный вуз готовил не только высококвалифицированные инженерные кадры, но и производил переподготовку молодых инженеров в соответствии с требованиями военного времени. Такую переподготовку прошли 169 инженеров.
Уже в начале сентября 1941 г. организуется Проектное бюро по разработке объектов спецназначения во главе с доцентом каф. № 41 В.А. Симоновым, главным технологом назначается А.Е. Переверзев – директор объединенного института. К работе привлекаются ведущие преподаватели проф. А.Е. Свешников, Н.И. Смирнов, К.П. Павлов, доценты Г.К. Дьяконов, Е.Н. Лакс, В.С. Шпак, ст. преподаватели А.М. Николаев, А.П. Григорьев, А.В. Огнев и др. В разработке проектов участвовали и студенты. Первой продукцией нового бюро стал технический проект опытно-промышленной установки «НП» (нитратор парафинов), успешно выполненный уже к концу октября.
В ноябре 1941 г. по заданию НКБ СССР организуется Спецпроизводство по выпуску авиационных боеприпасов типа «Огневой мешок», получившее в дальнейшем номер 1.
Спецпроизводство № 2 было организовано в декабре 1941 г. на территории и имеющемся оборудовании кафедр №41 и №34. и начало действовать в январе 1942 г. Начальником его был назначен А.Е. Переверзев, а техноруком – Е.А. Цейтлин. В бывших студенческих аудиториях получали чувствительнейшие инициирующие ВВ (гремучую ртуть, азид свинца, ТНРС, тетразен), готовили воспламенительные и ударные составы, изготавливали капсюли-воспламенители и капсюли-детонаторы, собирали запалы к гранатам, снаряжали ручные противотанковые гранаты РГД и РПГ- 40. Мастерскую снаряжения гранат возглавил В.С. Бирюков, а мастерские по изготовлению инициирующих ВВ и снаряжению запалов к гранатам – В.С. Шпак и И.А. Герман. Здесь же собирали и снаряжали узлы артиллерийских взрывателей АПУВ для Казанского завода им. М.И. Калинина, выпускающего конечную продукцию.
В конце 1941 года начинает действовать спецпроизводство №3, возглавляемое Т.Г. Плаченовым. Оно выпускало средства идентификации ОВ и защиты от них.
Коллектив института первым среди вузов Казани включился в патриотическое движение по сбору средств на танковую колонну «Советский ученый» и «Советский студент», собрав наличными 64765 рублей и облигаций Государственных займов на 121195 рублей.
За период Великой Отечественной войны в институте было выполнено 229 хоздоговорных научно-исследовательских работ.
|